Генри Пёрселл (1659—1695). Граунд для клавесина «A New Ground»

143

*) В оригинале эта нота пропущена.
144

*) В оригинале эта нота пропущена.
145

Наименование «граунд» (ground) принадлежит сочинениям, написанным на остинатную тему в басу, иначе говоря, на мелодическую фразу в несколько тактов (обычно — четыре), которая неоднократно повторяется, образуя басовый голос всего сочинения, в то время как верхние голоса при ее повторениях изменяются. Ground bass (англ. — опорный бас), или basso ostinato (ит. — настойчивый бас), был важным структурным приемом в музыке XVII века, поскольку он давал композитору возможность достигать связности и единства в произведении, не обладающем чертами танцевальности или фугообразного изложения. Формы пассакальи и чаконы основываются на теме в басу в сочетании с техникой вариаций; порой басовая мелодия переносится в один из верхних голосов.
Пёрселл, величайший английский композитор XVII века, часто пользовался формой граунда в более пространных произведениях. В данном образце басовая мелодия, основанная на нисходящих хроматизмах, часто наблюдаемых в граундах, имеет протяженность в три такта — свойство, позволяющее избежать квадратности обычных четырехтактовых басовых тем; это сообщает сочинению непрерывность течения, усиливаемую тем, что в большинстве повторений начало басовой темы перекрывается продолжающимся мелодическим движением в верхних голосах. Прием, используемый Пёрселлом в изложении нижней строки, благодаря которому единая мелодическая линия воспринимается на слух как двухголосие, часто присутствует в музыке барокко для клавишных инструментов. Бах применял принцип basso ostinato в ряде своих лучших композиций, временами разнообразя тональный план посредством модуляций в басовом голосе; этот прием также применялся Пёрселлом.
Приведенный образец первоначально представлял собой песню «Here the deities approve» («Здесь божества благосклонны»)
146
из «Оды на день св. Цецилии», появившейся в 1683 году. Позже эта песня была опубликована в «Orpheus Britannicus», собрании сочинений Пёрселла для голоса соло. Предполагается, что настоящая аранжировка для клавишного инструмента принадлежит самому композитору. Способ исполнения мелизмов указан над нотной строкой при первом появлении каждого нового знака.
Источник: The Second Part of Musick's Hand-Maid. London, 1689. Современное издание: The Works of Henry Purcell, vol. 6. London, 1895, p. 30—31.