Жан Батист Люлли (1632—1687). Увертюра к опере «Армида»

*) Во всей музыке барокко трели начинаются не с главного, а с верхнего (вспомогательного) звука.
135

136

137

Оперная увертюра XVII века сыграла огромную роль в последующем развитии оркестровых стилей и форм. В продолжение эпохи барокко наиболее распространенной была французская увертюра, состоявшая из развернутого монументального вступления, за которым следовало фугированное аллегро; иногда заключением служил новый медленный раздел, подобный начальному, или, реже, танцевальная часть, например — менуэт. Предвестия этой формы обнаруживаются в короткой инструментальной пьесе в конце I акта «Представления души и тела» Кавальери (1600). Кавалли, крупнейший из непосредственных последователей Монтеверди в области оперы, писал увертюры, которые предвосхищали зрелый облик этой формы, однако характерная фугированность второго раздела впервые появилась в «Erminia sul Giordano» Луиджи Росси (1627).
138
Имя Люлли, оперного законодателя Франции конца XVII века, особенно тесно связано с французской увертюрой, которую он использовал во всех своих операх, от «Тезея» (1673) до «Армиды» (1685). Увертюра к последней, представленная в настоящем образце, начинается медленной величавой интродукцией с пунктирными ритмами, которые можно обнаружить почти во всех французских увертюрах. Быстрый второй раздел начинается в свободной фугированной манере, а затем следуют имитации, преимущественно в крайних голосах, где начальный мотив этого раздела временами появляется в обращении. Заключительный раздел возвращает величавую поступь вступления, с которым он связан тесным родством.
После Люлли развитие французской увертюры достигло своей кульминации в творчестве Пёрселла, Баха и Генделя. У этих композиторов пунктирные ритмы начального раздела подчеркиваются с особой силой, а быстрый раздел приобретает совершенно отчетливую фугированность. В конце эпохи барокко французская увертюра не только открывает драматические пьесы и оратории, но и выступает, как самостоятельная инструментальная форма — либо отдельно, либо в качестве первой части оркестровой или клавирной сюиты.
Другой тип увертюры, культивировавшийся в начале XVII века, представлен итальянской увертюрой (часто именуемой sinfonia), отличительной особенностью которой служит начальное аллегро (не фугированное) с последующей лирической медленной частью и живым танцевальным финалом. Хотя итальянская увертюра использовалась в период барокко реже, чем французская, она сыграла важную роль в развитии инструментальной музыки, послужив одной из главных предшественниц классической симфонии.
Источник: Lulli. Armide, tragédie mise en musique. Paris, 1686. Современное издание всей оперы см.: Publikationen älterer praktischer und theoretischer Musikwerke (ред. Р. Эйтнер), Bd. XIV. Leipzig, 1885, S. 1.
139